Заучивание стихов – прекрасное упражнение для развития памяти и выразительности речи. Но как выучить стихотворение с ребенком дошкольного возраста, у которого проблемы и с качеством речи, и с памятью? Неужели все так безнадежно? НЕТ!
Есть прекрасное средство. Надо подключать не только речевую память, которая действительно «хромает», но и двигательную, использовать не только речь, но и движения: пальцев, ладоней, рук, всего тела.
Начинать работу лучше всего с коротеньких четверостиший, главное, чтоб в них содержание соответствовало жизненному опыту ребенка и было много слов-действий, хорошо знакомых и легко обыгрываемых движениями рук или всего тела.
Рассердилась туча злая, И закапал мелкий дождь.
Капля падает за каплей. Сколько набежало слез!
|
Стучать кулачком о кулачок Быстро ритмично постукивать указательным пальцем правой руки о ладонь левой. Ритмично щелкать пальцами рук. Собирать «слезы» в ладонь. |
Хорошо использовать в работе с детьми стихи с подражаниями шумам, звукам животных, птиц и т.д. Такие стихи привлекают даже практически не говорящих детей.
Майский вдруг закапал дождь. Кап-кап-кап-кап. И по лужам ты идешь, Так-так-так-так. Ветер шелестит листвой. Ш-Ш-Ш-Ш Спрятался вдруг под травой Тш-Тш-Тш-Тш |
Ритмичные потряхивания пальцами рук Ритмичные притопывания Ритмичные потирания ладонью о ладонь Приседание |
Стихотворение подобрано. Теперь надо прочитать его ребенку. Слова произносятся четко, неторопливо. Речь взрослого - образец для ребенка; темп, ритм, мелодика, интонация, выразительность, логическое ударение усваиваются малышом на слух. Голос – особое средство выразительности. Непроизвольно копируя, ребенок осваивает различные интонации, тембровые окраски, речевые акценты и другие выразительные особенности голоса. Так вы, взрослые, помогаете формировать интонационную выразительность речи малыша, ее эмоционально обогащаете.
Стихотворение прочитано. Теперь важно выяснить в короткой беседе, как ребенок его понял (о чем оно, что происходит в стихотворении и т.д.). Затем надо повторно прочитать и показать соответствующие движения: пощелкать, потрясти пальцами, потереть ладонями и т.д.
Затем предлагаем малышу выполнить эти движения, при необходимости помогая сложить пальчики нужным образом, придать такое же положение кисти его руки. Стихотворение опять повторяется, но движения выполняют одновременно и взрослый, и ребенок.
Повторение - мать учения. И пусть потребуется многократное повторение, но постепенно самостоятельность ребенка будет выше, стихотворение усвоится.
Учить стихи можно и с малышом, и с ребенком постарше.
В старшем дошкольном возрасте можно показывать движения не только по содержанию каждой строки, но и каждого слова в нем. Движения можно обогащать и видоизменять, делить стихи на части, проявлять свое творчество.
Некоторые стихи можно драматизировать - превращать в мини-спектакль. Это повысит интонационную выразительность, поможет создать образ персонажа, который огорчается, удивляется, радуется, обижается и т. п., а использование масок, элементов костюмов сделает процесс заучивания более интересным. Одно и то же стихотворение зазвучит по-разному, если рассказывать его с разной интонацией, громкостью, тембром, в разном темпе.
Обиделся заяц в лесу на ежа: Иголки твои острее ножа! Колючий ты очень, как я погляжу. Обиделся я и с тобой не дружу! Колючки свои ежик вмиг опустил, Сказал виновато: -Ты, заяц, прости! Колючки нужны мне для лютых врагов. От них защищать и тебя я готов. С друзьями я мягкий и добрый всегда И их не обижу нигде, никогда |
Мимика «обида» Пальцы растопырены- сжимание в кулак Мимика «обида» обхват плеч руками, Мимика «Вина», плечи опущены вниз Ладони сведены на уровне груди Пальцы растопырены- сжимание в кулак Поглаживание ладонями кистей рук Обнимание |
«Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, развивает произвольное внимание, координацию и точность движений, воображение, образность мышления. Совместные действия со взрослыми снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто сопутствуют речевым нарушениям. Учите стихи вместе с помощью движений и результат вас обязательно порадует!