Советы учителя-дефектолога

Как легко выучить стихотворение с ребенком

Заучивание стихов – прекрасное упражнение для развития памяти и выразительности речи. Но как выучить стихотворение с ребенком дошкольного возраста, у которого проблемы и с качеством речи, и с памятью? Неужели все так безнадежно? НЕТ!

            Есть прекрасное средство. Надо подключать не только речевую память, которая действительно «хромает», но и двигательную, использовать не только речь, но и движения: пальцев, ладоней, рук, всего тела.

             Начинать работу лучше всего с коротеньких четверостиший, главное, чтоб в них содержание соответствовало жизненному опыту ребенка и было много слов-действий, хорошо знакомых  и легко обыгрываемых движениями рук или всего тела. 

Рассердилась туча злая,

И закапал мелкий дождь.

 

Капля падает за каплей.

Сколько набежало слез!

 

Стучать кулачком о кулачок

Быстро ритмично постукивать указательным пальцем правой руки о ладонь левой.

Ритмично щелкать пальцами рук.

Собирать «слезы» в ладонь.

        Хорошо использовать в работе с детьми стихи с  подражаниями шумам,  звукам животных, птиц и т.д. Такие стихи привлекают даже практически не говорящих детей.

Майский вдруг закапал дождь.

Кап-кап-кап-кап.

И по лужам ты идешь,

Так-так-так-так.

Ветер шелестит листвой.

Ш-Ш-Ш-Ш

Спрятался вдруг под травой

Тш-Тш-Тш-Тш

Ритмичные потряхивания пальцами рук

Ритмичные притопывания

Ритмичные потирания ладонью о ладонь

Приседание

            Стихотворение подобрано. Теперь надо прочитать                    его ребенку. Слова произносятся четко, неторопливо. Речь взрослого - образец для ребенка; темп,  ритм, мелодика, интонация, выразительность, логическое ударение усваиваются малышом на слух. Голос – особое средство выразительности. Непроизвольно копируя, ребенок осваивает различные интонации, тембровые окраски,  речевые акценты и другие выразительные особенности голоса. Так вы, взрослые, помогаете  формировать интонационную выразительность  речи малыша, ее эмоционально обогащаете.

            Стихотворение прочитано. Теперь важно  выяснить в короткой беседе, как ребенок его понял (о чем оно, что происходит в стихотворении и т.д.). Затем надо повторно  прочитать и показать соответствующие движения: пощелкать, потрясти пальцами, потереть ладонями и т.д.

           Затем предлагаем  малышу выполнить эти движения, при необходимости помогая сложить пальчики нужным образом, придать такое же положение кисти  его руки.  Стихотворение опять  повторяется, но движения выполняют одновременно и взрослый, и ребенок.

            Повторение - мать учения. И пусть потребуется многократное повторение, но постепенно самостоятельность ребенка будет выше, стихотворение усвоится.

            Учить стихи можно и с малышом, и с ребенком постарше.

В старшем дошкольном возрасте можно показывать движения не только по содержанию каждой строки, но и каждого слова в нем.  Движения можно обогащать и видоизменять, делить стихи на части, проявлять свое творчество.

            Некоторые стихи можно драматизировать - превращать в мини-спектакль. Это повысит  интонационную выразительность, поможет создать образ персонажа, который огорчается, удивляется, радуется, обижается и т. п., а использование масок, элементов костюмов сделает процесс заучивания более интересным. Одно и то же стихотворение зазвучит по-разному, если рассказывать его с разной интонацией, громкостью, тембром, в разном темпе.

Обиделся заяц в лесу на ежа:

Иголки твои  острее ножа!

Колючий ты очень, как я погляжу.

Обиделся я и с тобой не дружу!

Колючки свои ежик вмиг опустил,

Сказал виновато:

-Ты, заяц, прости!

Колючки нужны мне для лютых врагов.

От них защищать и тебя я готов.

С друзьями я мягкий и добрый всегда

И их не обижу нигде, никогда

Мимика «обида»

Пальцы растопырены- сжимание в кулак

Мимика «обида» обхват плеч руками,

Мимика «Вина», плечи опущены вниз

Ладони сведены на уровне груди

Пальцы растопырены- сжимание в кулак

 Поглаживание ладонями кистей  рук

Обнимание

        «Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает  живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания,  развивает произвольное внимание, координацию  и точность движений, воображение, образность мышления. Совместные действия со взрослыми снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто сопутствуют речевым нарушениям.  Учите стихи вместе с помощью движений и результат вас обязательно порадует!

свернуть

Речевая готовность ребёнка к школе

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.

Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка.

Что же такое речевая готовность ребёнка к школе?

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Задача учителя-дефектолога – устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе.

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется.

Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы. Подобных осложнений можно избежать, если с ребёнком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.

Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

 

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:

1) родители не слышат недостатков речи своих детей;

2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а  в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.

В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.

Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Таким образом, благодаря совместной работе учителя-дефектолога, педагога- психолога, учителей начальных классов, родителей удаётся своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях.

свернуть
23 марта, четверг

Памятка «Домашняя игротека».

подробнее...