Гражданское и патриотическое воспитание

Электронный каталог игр по гражданско-патриотическому воспитанию

01.06.2022

Организационно-методическая деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию участников образовательного процесса

01.06.2022

Цель: повышение профессиональных и личностных компетенций педагогических кадров

Форма проведения: мастер-класс

1

«Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем

2

«Белорусская кукла своими руками»

3

«Организация совместной работы воспитателя дошкольного образования с родителями по вопросу гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

4

«Использование метода интеллект-карт как средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

свернуть

Консультация для родителей «Расскажем детям о Великой Отечественной войне»

    История нашей страны никогда не была безмятежной. В ней есть две особые даты: 22 июня – начало Великой Отечественной войны и 9 мая – День Победы. Семьдесят один год прошел со дня Победы в Великой Отечественной войне, но до сих пор не меркнет величие подвига нашего народа. Победа над фашизмом – великий урок всем поколениям. Поэтому мы, взрослые, должны сделать так, чтобы наши дети уже в дошкольном возрасте знали и помнили эти радостные и трагичные страницы нашей истории и не повторяли ошибок прошлого. Недаром О. Бисмарк говорил: « Даже победоносная война – это зло, которое должно быть предотвращено мудростью народа».                                                                                                                                                                                                                                  


           9 мая – праздник простой и в то же время сложный для понимания детей. С одной стороны простая и понятная тема борьбы добра со злом, а с другой – очень сложно объяснить, почему была война, почему люди уничтожали друг друга.
         Тема войны очень глубокая и серьёзная, особенно для детей 5-6 лет. У этого возраста есть своя специфика: ребенку не свойственно трагическое восприятие мира из – за ограниченного детского опыта и присутствия недостаточной сформированности временных связей. К тому же в век информационных технологий у современных детей понемногу стирается грань между реальностью и игрой. Детям очень сложно понять такие сложные темы во всем многообразии конкретной информации. Мышление в дошкольном возрасте носит ярко выраженный конкретный, образный характер и во многом еще сохраняет тесную связь с практической деятельностью. Детям очень трудно понять то, что не проходит через их практическую деятельность.

                         
         Поэтому следует, уделить особое внимание, на эмоциональное восприятие детьми темы войны - борьбы добра со злом. Ведь им недостаточно знать, надо чувствовать. Воспринятая сердцем, вся информация может запомниться надолго и дать неожиданные результаты.
       Для того чтобы у детей появился интерес к данной теме в детских образовательных учреждениях осуществляется целенаправленная работа, а именно проводятся тематические занятия, чтение художественной литературы, продуктивная, игровая, театрализованная деятельность, совместные походы в музей. Но времени, выделенного в детском саду для совместной деятельности с детьми на данную тему явно недостаточно. Поэтому, данная работа предполагает активное участие родителей не только в мероприятиях, проводимых внутри детского сада, но и ознакомление детей с темой Великой Отечественной войны в семье.

Предлагаем примерные формы работы по изучению данной темы родителей со своими детьми дома:
- чтение литературы, беседы и просмотр телепередач на военную тематику;
- рассматривание иллюстраций, семейных фотографий (бабушек, дедушек);
- словесно – дидактические игры;
- заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, песен на военную тему;
- участие в выставках совместного семейного творчества;
- посещение военных музеев, ознакомление с памятниками, экскурсии на памятные исторические места (если имеется такая возможность).

Литературный автобус
             Особое внимание родителей хотелось бы уделить по ознакомлению детей дошкольного возраста с произведениями о Великой Отечественной войне, воспитывающими историческую память и уважение, гордость за свою Родину.

                      Какие же книги о войне для детей можно посоветовать прочитать ребятам?
        Разумеется, самыми интересными для них будут те произведения, герои которых их сверстники. Что пережили их ровесники? Как вели себя в сложнейших ситуациях? Какой вклад внесли в Победу?
          Почти все написанное для детей о войне создано во второй половине ХХ столетия. В детской литературе для дошкольников существует одна тема – память о Великой Отечественной войне. Редкие авторы обращаются к событиям военных лет непосредственно. Право на это дано не каждому , его надо заслужить. Не годятся придуманные истории о похождениях бравых солдат, легких подвигах и быстрых победах, так увлекающие малышей. Нужна, правда – яркая, убедительная, живая. Нужен смысл, доступный маленькому читателю и в то же время достойный того события, о котором идет речь.
            Прежде чем, знакомить дошкольников с произведениями о войне, необходимо подготовить их к восприятию этой сложной темы:
-дать небольшие сведения из истории;
-рассказать маленьким слушателям о том, как мужественно защищали родину солдаты, о ценности и неповторимости каждой человеческой жизни, о подвиге каждого человека на войне и всего народа в целом;
- говорить с ними о губительном характере войны, сметающей на своем пути все живое, оставляющей после себя людское горе, выжженую землю.
И только тогда, когда у ребенка будет сформировано хоть малейшее представление о том, что же такое «война», можно предлагать ему рассказы об этом тяжелейшем времени в истории страны.
Многие авторы детской литературы на собственном опыте познали все тяготы войны и не раз пережившее ее в процессе создания художественных произведений, знали то, о чем говорили читателям. Их нельзя не услышать.
       Предлагаем вашему вниманию список художественной литературы, которую можно прочитать в кругу семьи с детьми дошкольного возраста, а затем совместно обсудить полученные впечатления от прочитанного :
- С.П.Алексеев « Рассказы из истории Великой Отечественной войны». Книга посвящена трем главным сражениям Великой Отечественной войны. О том, как развивалась грандиозная битва у стен Москвы, о героизме советских людей, вставших на защиту столицы ;
- Е. Благинина « Шинель» - о детстве лишенном радостей по чьей – то злой воле, подрпненном войной, заставившей рано повзрослеть;
- А.Барто «Звенигород» - о военном детстве в тылу;
- С.М. Георгиевская « Галина мама». Эта небольшая повесть написана для малышей, для дошкольников, но рассказывается в ней не о пустяках, а о воинской доблести
- Ю.П.Герман «Вот как это было» . Повесть написана от имени маленького героя Мишки. Автор показал войну, блокаду в детском восприятии - в произведении нет ни одного слова, которое выходило бы за границы Мишкиного понимания.
- В.Ю. Драгунский Арбузный переулок. (в кн. "Денискины рассказы"). Отец рассказывает Дениске о своем голодном военном детстве.
- А.М. Жариков « Смелые ребята», « Максим в отряде», « Юнбат Иванов».
- В.А.Осеева « Андрейка». Рассказ о семилетнем Андрейке, помогающем матери в тяжелые военные годы и старающемся заменить ушедшего на фронт старшего брата.
- К.Г. Паустовский « Стальное колечко. Сказка о девочке и волшебном колечке, которое подарил ей боец.
-И. Токмакова « Сосны шумят» - о том, как война долгие годы не отпускает человека.
- Шишов А. «Лесная девочка». Из книжки ребята узнают о судьбе маленькой девочки Тани, внучки старого партизана, в годы Великой Отечественной войны.
- Ю.Яковлев « Как Сережа на войну ходил». Пронзительная сказка о мальчике Сереже, который хотел увидеть войну собственными глазами. И повел его по военной дороге ни кто иной, как родной дедушка... погибший в неравном бою. Нелегкий это был поход – ведь война не прогулка, а тяжелый труд, опасности, бессонные ночи и бесконечная усталость.
-Л.Кассиль "Твои защитники";
- С.Михалков "День Победы".
          Конечно, это не все произведения, которые можно прочитать с детьми дошкольного возраста. Но ясно одно – говорить о войне, читать о ней не только следует, но и необходимо. Важен, прежде всего, тот смысл, те ценности, которые с детства будет усваивать растущий человек с помощью нас – взрослых, и над которыми он будет думать если не сейчас, то впоследствии.

Пусть мир украсит доброта
И расцветут улыбкой лица,
А слово «страшное» война
Пусть никогда не повториться!
Пусть солнце светит над землей,
Любовь шагает по планете.
И в каждой пусть семье большой
С любимой мамой будут дети!
(М. В. Сидорова)

свернуть

Белорусское декоративное искусство

Белорусское декоративное искусство

  

Художественный образ произведения народного декоративно-прикладного искусства часто связан со знаковым изображением орнамента.

В народном искусстве знаки обычно являются символами. Это, прежде всего, повторяющиеся символы солнца, неба, дождя, урожая в ткачестве, вышивке, керамике, резьбе и росписи по дереву.

Прямая линия в орнаментах многих народов мира означала землю, волнистая - воду; ромб был знаком поля, ромб с точкой посередине - символом засеянного поля; крест нередко был оберегом, противодействующим темным силам зла и т.д.

Орнамент с подобными знаками, олицетворявшими различные природные силы, придавал вещи особый смысл, магическую «охранную» функцию.

По мнению исследователей - этнографов, знаковый строй любого национального орнамента и всех составляющих его элементов обусловлен не только представлениями народа об окружающем мире, но и его верой в сокровенную магическую защитную силу символов - украшений.

С целью формирования представлений о «художественном решении вещи» следует рассказать детям о том, как мастер народного искусства подходит к украшению предметов быта: выбор материала, форма и украшение предмета определяются, прежде всего, назначением данной вещи.

Очень важно, чтобы воспитанники усвоили главную особенность этого вида искусства: украшение всегда имеет практическое назначение и неразрывно связано с предметом, который оно украшает.

Поэтому декоративно-прикладная деятельность дошкольников должна иметь утилитарную направленность.

В процессе создания декоративных изделий, рассчитанных на практическое применение, у детей формируется художественный вкус, эстетическая и техническая культура исполнения.

 

Составление орнамента

Орнамент - узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов.

В зависимости от характера мотивов различают геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный (перенесение присущих человеку свойств на явления природы, животных и предметы) и комбинированный виды орнаментов.

По характеру композиционных схем выделяют орнамент ленточный (фриз, бордюр, кайма) - в полосе; замкнутый - в круге, квадрате, треугольнике и т.д.

Орнамент, созданный в круге делением его на равные части диаметрами или способом вращения произвольного элемента относительно выбранного центра на определенное количество градусов, называется розеткой или роззетой.

Орнамент служит для украшения зданий, одежды, предметов быта, оружия и т.д.

Орнамент можно нарисовать графическими материалами и написать красками, вышить или выткать из ниток, получить посредством вырезания, резьбы, тиснения и т.п.

Долгие века люди верили в охранную силу орнамента, считали, что он оберегает от бед и приносит счастье, благополучие.

Постепенно функция оберега была утрачена, но сохранилось основное назначение орнамента - сделать предмет более нарядным и привлекательным, художественно выразительным.

Орнамент в белорусской вышивке и ткачестве

Национальные черты орнамента как элемента художественного стиля встречаются в белорусской скульптуре и архитектуре, но наиболее ярко проявляются в народ­ном декоративно-прикладном искусстве.

В белорусской вышивке и ткачестве преобладает геометрический орнамент красного цвета (иногда с добавлением черного) на белом фоне: ромбы (круги) и их разнообразные по конфигурации варианты, многолепестковые розетки, крестики разной формы, квадраты, прямо­угольники и др. орнаментом в виде полос украшали традиционную одежду, а также рушники, скатерти и др.

Люди верили, что орнаментированная кайма на рукаве рубахи придает рукам силу.

В геометрическом орнаменте белорусов часто встречаются различные композиции, в основе которых лежит квадрат.

Археологи и этнографы считают, что ромбы и решетчатые квадраты представляют собой изображения небесных светил, в частно­сти солнца.

Примечательно, что ткачихи Краснопольского района Могилевской области, Копыльского района Минской области и др. мест Беларуси называют подобные мотивы «сонейка», «круг».

После ознакомления с технологией браного ткачества, становится понятно, почему мастерицы ромб называют кругом: в браном ткачестве невозможно выткать форму круга - вместо него получается ромб.

В народном быту каждое изделие было строго регламентировано в функциональ­ном назначении, отсюда и содержание орнамента, форма которого соответствует назначению изделия.

Если концы полотенца для повседневного употребления украшали несколькими скромными полосками, то украшение свадебного наряда было с богатым и ярким декором.

Составной частью приданого невесты являлись полотенца.

И не удивительно, что на традиционных свадебных рушниках наиболее часто встречаются такие узоры, как ромбы. Если исходить из народного поверья, что ромб - это солнце, то множество светил означает пожелание счастья, света, богатства.

Ромбы счастья изображены и на Государственном флаге республики Беларусь.

Ткачество - изготовление ткани из пряжи способом переплетения ниток основы и утка.

Сырьем обычно являлись льняные и шерстяные нитки.

Раньше в крестьянских семьях девочек с семи лет учили прясть, к пятнадцати годам они уже умели ткать и готовить себе приданое.

Раннею весною вносили в дом кросна, ставили поближе к окну, ткали полотно, сукно.

В каждой деревне были известные мастерицы, которые создавали разные узоры, а другие женщины повторяли их на своих кроснах.

Орнаменты ткачихи передавали своим дочерям как наследство.

Для белорусского узорного ткачества характерны строгие геометрические узоры - клетка, полоска, концентрические круги, ромбы, квадраты, розетки.

Традиционный полосатый или клетчатый декор полотняного переплетения, ромбо-геометрический орнамент красно-белого колорита XIX в. дополняется новыми мотивами (стилизо­ванными растительными, орнитоморфными, зооморфными и др.), обогащается колористика изделий.

Растительный орнамент

С конца XIXв. широкое распространение в Беларуси получили сундуки, служившие для хранения приданого.

Исключительная роль, которую выполняли сундуки в свадебных обрядах, требовала их специального украшения.

В начале XXв. в народном белорусском искусстве были достаточно распространены растительные мотивы, которые использовались мастерами и при декорировании свадебных сундуков.

Красивые сундуки, украшенные букетами и гирляндами цветов, которые компоновались в квадратах и прямоугольниках, созданных способом «флиндровки», изготавливались почти до середины XX в. в Брестском Полесье: в Огово Ивановского района, Крамне на Дрогичинщине, в Мокрой Дубраве и др.

В каждом из этих центров вырабатывались своеобразные композиции и колористики. Например, в Крамне отдавали предпочтение голубому фону, на котором компоновали букетики из мелких цветов и отросточков.

Огоевские сундуки - зеленые, роспись крупная, сочная без полутонов и оттенков.

Рисунок наносили от руки и с помощью трафарета.

На Гродненщине и Западной Витебщине часто использовалось декорирование способом «цацкавання» -нанесения узоров на окрашенную поверхность сундука с помощью штампиков из картофеля, репы.

На Гомелыцине узор наносили способом «процарапывания» по сырой масляной краске.

Особенно красивые сундуки расписывала Лидия Довгер.

Каждый цветок показан словно сверху.

Вот кружочек-серединка, от нее веером расходятся лепестки.

Но в одном месте они размыкаются, и в этом секторе нарисованы тычинки.

Словно мастерица передумала и решила показать цветок сбоку...

К сожалению, в 30-40гг. XX в. свадебные сундуки стали выходить из употребления, а искусство их росписи постепенно утрачивалось.

 

 

Белорусские живописные ковры

Пока трудно определить истоки искусства живописных ковров.

Скорее всего, оно появилось и развивалось на традициях узорных тканых изделий, так и с учетом традиций росписи сундуков, какие имели широкое распространение в XIX в.

Расцвет искусства живописных ковров (1920-1960гг.) в довоенные и послевоенные годы объясняется тем, что интенсивная перестройка деревни и улучшение интерьера деревенского жилья потребовали новых видов его декоративного украшения.

После войны набивные и живописные ковры были почти в каждой деревенской избе.

Люди приходили к мастеру с большими свертками полотна и через определенное время забирали красивые живописные ковры - с большими букетами цветов, идиллическими пейзажами, сюжетными зарисовками.

Ковры рисовали обычно на самотканом льняном полотне, окрашенном чаще всего в черный цвет.

Иногда в качестве основы мастера использовали бумагу или клеенку.

Выполняли рисунок произвольно кисточкой без предварительного нанесения грунта клеевыми или масляными красками.

Техника росписи могла дополняться набивкой и трафаретом.

По композиционно-декоративному решению ковры были растительно-орнаментальными и сюжетно-тематические.

Основной мотив растительно-орнаментальных ковров - это букеты цветов или вазы с фруктами, окаймленные гирляндами переплетенных веток, цветов, листьев.

Часто в растительный узор вводится геометрический орнамент - это круги, ромбы, многоугольные звезды.

На многих коврах можно увидеть изображения птиц, таких как кукушки, павлина, жаворонка, голубя, ласточки, или изображения животных - оленей, коней, львов, лис, котов, медведей.

Живописные ковры создавались народными мастерами как подарок и как семейный оберег.

Иногда на них изображали и людей - «паненок», «казаков», «силачей» и др.

В сюжетно-тематических живописных коврах, как правило, есть определенное обобщение, а порой даже своеобразная каноничность.

В большинстве случаев структура композиции строится на сочетании живописно-станковых и чисто декоративных элементах (в центре - сцена из жизни или краеведческий, а край по периметру орнаментируется разноцветными цветами).

Создается впечатление, что через удивительную цветочную занавеску открывается вид в сказочные сны, созданные мечтами и фантазией, в какую-то другую жизнь, где господствует гармония красоты.

Известно, что искусство развивается тогда, когда в нем есть необходимость.

Живописные ковры понадобились людям, в деревенских избах с их особенным интерьером, на стенах возле кроватей «горели» живописные ковры.

Сегодня уже почти не осталось тех, кто занимается изготовлением живописных ковров - изменилось время, творения художников-самоучек, созданных для украшения жилищ через десятилетия стали настоящими шедеврами народного творчества и гордостью музейных коллекций.

 

Наряд для Павлинки

В широком смысле национальный костюм - это не только одежда, но и головные уборы, обувь, украшения.

В зависимости от типологических особенностей одежда делится на мужскую и женскую, летнюю и зимнюю, повседневную, праздничную, обрядовую.

Цветовая гамма белорусского костюма символична: белый цвет -символ чистоты, черный - грусти, красный - жизни.

Основные способы украшения ткани костюма - это покраска ткани, узорчатое ткачество, вышивка, набивка, отбеливание, мережка, аппликация, кружево.

Мужской костюм состоял из длинной рубахи (длиною почти до колен) и штанов из домотканого полотна белого цвета; основной головной убор - шапка, обувь -лапти, валенки, сапоги. Рубаху носили навыпуск поверх штанов под пояс.

Женский костюм соответствовал эстетическим идеалам народа, его фольклорно-обрядовым обычаям. В типовом варианте женский комплекс составляли длинная полотняная сорочка, юбка, фартук, безрукавка. Логическим завершением женского костюма были головные уборы (венки, повязки у девушек, намитки, чепцы, платки у замужних женщин) и украшения (бусы, цепочки, кольца, браслеты и др.).

Своеобразны костюмы белорусских строев: вилейского, волковыского, кобринского, малоритского, калинковического, копыльского, могилевского, неглюбского, новогрудского, ляховического, слуцкого и др.

Однако есть и общая черта - украшение рукавов.

Существовала вера в магическую силу красного орнамента, который придавал силу рукам в труде и охранял от злых сил.

В Беларуси одежду традиционно украшали вышивкой.

Вышивали головные уборы, фартуки, мужские и женские рубахи, холщевую верхнюю одежду.

Орнамент традиционной вышивки, характерный для всей Беларуси, преимущественно ромбо-геометрический (состоит из разнообразных сочетаний ромбов, крестиков, розеток и др.), красный, иногда с добавлением черного, на белом или сером фоне.

Белый фон - натуральный цвет полотна. Красный цвет считался символичным, как цвет солнца и жизни.

С конца XIX в. приобретает популярность растительная орнаментика, стилизованная в соответствии с традиционной стилистикой, а также антропо-, зоо-, орнитоморфные мотивы: красный цвет более активно дополняется черным.

В это время использование таких техник вышивки, как счетная гладь, набор, строчка, практически вытесняется вышивкой крестиком. В последнее время широкое распространение приобрела полихромная вышивка гладью растительного характера.

Традиционная вышивка каждого региона Беларуси отличается характером орна­мента, технических приемов, цветовой гаммой, размещением узора, материалом и др.

В белорусской народной вышивке много общего с вышивкой соседних народов (русских, поляков, украинцев, литовцев, латышей), но есть и национальные отли­чия.

Например, от украинской вышивки белорусская народная вышивка отличается большей строгостью, четкостью геометрического узора, сдержанностью колорита.

 

Выцінанка

"Выцінанка"(выстриганка, вырезанка) - это ажурный узор, вырезанный из белой, черной или цветной бумаги.

Принцип создания "выцінанкі" - вырезание различных элементов на согнутом в несколько раз листе бумаги, в результате чего достигается повторение вырезанных мотивов.

Родина "выцінанкі" - Древний Китай. В XVII - XIX вв. "выцінанкі" была распространена у многих народов Европы, но особой известностью пользовалась польская.

В Белорусси расцвет " выцінанкі" приходится на конец XIX - начало XX в.

Наиболее распространенной была одноцветная (черная, белая).

Кружева из бумаги выполняли декоративную функцию: украшали стены, окна, полки для посуды, образа.

Из-за непрочности материала и относительной простоты исполнения бумажные узоры не берегли, а систематически заменяли новыми (обычно перед Пасхой).

В середине XX в. "выцінанкі" практически вышли из употребления, но с конца этого же века активно возрождаются как вид декоративно-прикладного искусства.

По композиции белорусские "выцінанкі" подразделяются искусствоведами на три группы. Розетковые (замкнутые, центрические) "выцінанкі" получаются из сложенного веерообразного в четыре (и более) раза листа бумаги.

Лист складывается таким образом, чтобы оси симметрии пересекались в центре.

А согнутый лист напоминал треугольник.

По краям треугольника вырезают произвольные фигуры, зубцы.

В развернутом виде изделие представляет собой замкнутую ажурную композицию. Традиционные "снежинки" – образец розетковой "выцінанкі".

Симметричные "выцінанкі" вырезают из бумаги, согнутой пополам.

В результате получаются украшения из двух симметричных половинок.

"Выцінанкі" раппортного типа получают путем сгибания бумаги гармошкой и вырезания узора, повторяющегося много раз по горизонтали.

Выцінанка

Что такое выцінанка?

Папяровая фіранка.

Я фіраначку павешу,

Чым матулечку ўцешу.

Я цудоўны клопат маю,

Выццінанку выццнаю,

У свій блізкі поспех веру,

Бо ў руках мaix папера

I нажніцы-чараўніцы.

Я пакуль што вучаніца,

У настаўніцы ўменне

Набываю я з цярпеннем.

Рэжуць легенька нажніцы...

Мне ўначы ўзор прысніцца.

В гостях у гончара

На территории Беларуси со времен неолита была известна простейшая форма гончарства - формирование изделий вручную с дальнейшим обжигом на костре.

ВX - XII вв. уже широко использовался гончарный круг, с появлением которого гончарство выделилось в отдельное ремесло.

Расцвета гончарное ремесло достигло вXVI - XV111 вв.

В то время во многих белорусских городах (Минске, Бресте, Гродно, Полоцке, Витебске, Слуцке, Копыле, Каменце, Клецке, Мире, Шклове и др.) действовали гончарные цеха, широко известные своими мастерами.

Однако с XIX в. гончарство становится преимущественно лишь сельским ремеслом и относится к народным художественным промыслам.

Сырьем для гончарства являлась глина, из которой способом длительной пластичной обработки готовили формовочную массу.

Вылепленные вручную или сформированные на гончарном круге изделия сушили и обжигали в печи на протяжении полусуток.

Украшали глиняную посуду в Беларуси достаточно скромно: прямыми и волнистыми линиями (поясками), точками, черточками.

В народном быту белорусов посуда из глины использовалась широко.

Глиняная посуда ("гаршкі", "збанкі", "гладышы", "слоікі", "спарышы", макатры", "глякі", "мicкi", "талеркі", "кубкі" i др.) отличалась простой формой, подчеркиваемой несложным узором (волнистыми линиями, черточками, штрихами), ярким натуральным цветом черепка с художественным подтеком глазури.

В настоящее время на производстве белорусской керамики специализируется объединение    «Белорусская художественная керамика» с предприятиями в Иванце, Радошковичах и Мозыре.

Интересно наблюдать за работой гончара.

Вот он берет кусок хорошо вымешанной глины, закрепляет его на верхнем диске гончарного диска, ногой сильно раскручивает нижний большой диск-маховик.

Одно прикосновение пальцами к куску - и он приобретает очертания определенной посудины.

Хорошему гончару, чтоб «выкрутить» кувшинчик или горшок требуется 5-10 минут.

Затем мастер тонким прутиком срезает изделие с круга и ставит на просушку.

Несколько сотен подсохших посудин закладываются в гончарное горнило (печь из кирпича).

После обжига они становятся крепкими и уже не размокают от воды.

Посуда - основной вид продукции мастеров-гончаров.

В ней держали продукты, готовили еду, подавали на стол, носили обед в поле.

Горшки для приготовления еды в печи имели почти шарообразную форму.

Два небольших горшка, слепленные вместе, с дугообразной ручкой посередине представляли собой двояшку (спарыш), в котором носили обед жнеям или косцам в поле.

Кувшин ("гладыш", "гарлач") - посуда, в которой держали молоко.

Миска ("Mica") предназначалась для еды и имела невысокие, вытянутые в стороны края.

Банка ("слоік") - посуда цилиндрической формы для хранения меда, варенья, солений.

Обьем ее мог достигать нескольких литров, а высота -полуметра.

Для масла, кваса, воды предназначалась посуда с узким горлом, шарообразной формы и одной ручкой - гляк.

Самой распространенной является обычная светлая глиняная посуда (терракотовая), которая в зависимости от сорта глины может быть или совсем светлой, или даже красной.

Некоторые виды такой посуды глазурировали - покрывали свинцовым порошком, который после обжига образовывал блестящую стеклообразную поверхность.

В зависимости от примесей она могла иметь зеленую, рыжую или коричневую окраску. Характерный облик имеет черно-задымленная и черно-глянцевая керамика юго-западных и центральных белорусских промыслов: Ружан, Пружан, Мира и др.

Своеобразная керамика изготавливается в Столинщине, в Иванце, Радошковичах, Мозыре.

Изразцы - обожженные и расписные плитки из глины, используемые для декорирования стен, печей в храмах, во дворцах, боярских теремах. Вот что писал о них поэт И.Кулагин:

Я к изразцам прильну спиной -

Я снова в детстве.

Пускай бушуют за стеной

Метели бедствий...

В Беларуси изготовление плитки (изразцов) получило распространение в XVI в. в творчестве ремесленников-гончаров.

В конце XVI - в начале XV11 века изразцовая печь стала неотъемлемой частью интерьера.

Разноцветная плитка, покрытая белой, желтой, зеленой, голубой, темно-синей, коричневой глазурью, отличалась художественными качествами.

В ее украшении преобладали геометрические, растительные, геральдические мотивы на мифологическую, историческую, религиозную, анималистическую, бытовую тематику.

Характерными элементами геометрического орнамента являлись вариации кругов, квадратов, ромбов, розеток.

Растительный декор составляли цветы, бутоны, листья, ветки.

Нередко растительный орнамент компоновался в сочетании с геометрическим.

Среди сюжетов наибольшее распространение получили букеты, древо жизни, всадник, портрет, изображения льва и геральдические знаки.

Со второй половины XV11 в. плитку изготавливали в ковровом стиле, где каждая отдельная плитка представляла собой часть общего рисунка поверхности печи.

Во второй половине XVI в. размеры плитки увеличились, широко использовались гладкие, расписанные кобальтом изразцы, на которых были изображены исторические, батальные, жанровые сцены, пейзажи, книжные иллюстрации и др.

Народная глиняная игрушка

Искусство глиняной игрушки - одно из наиболее древних и традиционных.

Фрагменты глиняных игрушек X - ХШ вв. найдены при раскопках древних городов: Пинска, Волковыска, Гродно и др.

В Беларуси наибольшего развития и распространения изготовление глиняной игрушки достигло в конце XIX - начале XX в.

Игрушки лепили почти во всех гончарных центрах, на рынках и ярмарках рядом с горшками, жбанками, кувшинами и другой глиняной посудой можно было увидеть россыпи ярких разноцветных петушков, барашков, лошадок, уток, кукол, которые были дешевой и доступной забавой для детей.

Изготовление глиняной игрушки в Беларуси не приобрело характера самостоятельного промысла, а сопутствовало гончарству: пока хозяин лепил посуду, хозяйка и дети создавали свистульки.

Глиняной игрушке свойственны четкость и выразительность форм, пластичность, лаконизм, компактность.

Вместе с тем белорусская народная игрушка имеет и ярко выраженные национальные особенности: не расписывается в разные цвета, а покрывается однотонной зеленой, коричневой, желтой, иногда черной глазурью.

Для белорусской глиняной игрушки характерным является также и то, что выразительность фигурок козлов, баранов, коней достигается их позой: энергично вскинутой головой, широко расставленными коротенькими толстыми ножками.

Рассмотрим последовательность лепки народной глиняной игрушки.

Хорошо размятые куски жирной глины, смешанной с песком, скатывают в цилиндры, шарики, потом расплющивают в лепешки, создавая туловище будущей игрушки.

Расплющив кусочек глины в форме оладушки, обворачивают им палец или палочку, заглаживая место стыка, и придают ему форму конуса посредством постепенного уточнения стенок сверху и расширения их снизу.

Подобная конусообразная форма придает глиняной фигурке устойчивость.

Порой народные мастера лепили фигурку из одного куска.

Но часто применяли и другой способ работы: разнообразные детали (голову, шляпу, оборки, оперенье и гребешок птицы) лепили отдельно, затем прикрепляли их к корпусу.

В восточной части Беларуси конь был основным животным, используемым во время сельскохозяйственных работ, поэтому он занимал важное место не только в повседневной жизни, но и в устно-поэтическом народном творчестве белорусов, разнообразных обрядах и обычаях (объезд молодняка, первый выгон лошадей в ночное, начало полевых работ и т.д.). Изображение коня было привычным тотемным знаком, он использовался в качестве оберега.

 

 

Гончарство

Гончарство, производство из обожженной глины посуды, игрушек, светильников, кирпича, черепицы, изразцов и т.п.

Слово «гончарство», «гончар» («горънчар») происходит от слова «горн».

Открытое в раннем неолите, гончарство намного расширило возможности человечества в борьбе за существование, позволив готовить вареную горячую пищу.

Примитивное гончарство было производством домашним (у некоторых племен - преимущественно женским).

Вероятно, наиболее ранними способами изготовления сосудов были обмазка глиной плетеных корзин (выгоревших при обжиге) или «выскребывание» сосуда из кома глины с помощью колотушки и наковаленки, лепка его из отдельных пластин, кольцевой налеп стенок валиками, спиральный налеп жгутом.

Последние два приема преобладают при переходе к ремесленному производству, когда мастера стали пользоваться гончарным кругом, а позже и гончарным горном (прежде изделия обжигали на костре или в домашней печи).

Ремесленники-гончары появились у разных народов в разное время, но повсюду на стадии разложения первобытнообщинного строя и становления классового общества (впервые в Древнем Шумере в конце 4-го тыс. до н.э.).

Ассортимент и формы гончарных изделий отражают особенности быта и культуры народов.

Украшение изделий росписью, рельефным орнаментом, лощение, глазуровка являются важнейшей областью народного искусства.

Гончарный круг - станок для формовки посуды и некоторых др. керамических изделий, позволяющий использовать вращение для совершенствования изделий.

Ручной г.к. вращают рукой (другой формуют сосуд).

Более совершенный электрический г.к. имеет электромотор, обе руки мастера свободны, круг вращается быстрее, и можно формовать сосуды не только спиральным налепом жгута, как на ручном г.к., но и вытягивать из целого куска глины.

Керамика

Керамика (греч.кегаміке - гончарное искусство от keramos - глина), изделия и материалы, получаемые спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также окислов и др. неорганических соединений.

Керамика получила широкое распространение во всех областях жизни - в быту (различная посуда), строительстве (кирпичи, черепица, трубы, плитка, изразцы, скульптурные детали), в технике, на железнодорожном, водном, и воздушном транспорте, в скульптуре и прикладном искусстве.

Основными технологическими видами керамики являются терракота, майолика, фаянс, каменная масса и фарфор.

В лучших своих образцах керамика отражает высокие достижения искусства всех времен и народов.

Искусство народной игрушки

В Беларуси наиболее распространенной является глиняная игрушка.

Массовое ремесленное изготовление глиняной игрушки началось в XI -XIII вв. с развитием гончарства.

Своего расцвета искусство глиняной игрушки достигло в XIX - в первой половине XIX в.

Для большинства глиняных игрушек характерны обобщенность, стилизованность и условность формы: крутая шея с гривой - у коня; загнутые рога - у барана; плоский клюв - у утки; конус-юбка, переходящая в грудь, руки, голову - у куклы.

Значительное распространение в народном быту у белорусов имела механическая деревянная игрушка: «Кузнецы», «Всадники», «Курочки клюют зерно», «Медведь-гармонист» и др.

Образы людей и животных в них трактовались обычно схематично, условно. Часто изделия имели несложную окраску, а фигурки людей были украшены кусочками ткани (льна).

Широко были распространены и самодельные игрушки из природного материала: коры, шишек, желудей и др., а также из обрезков ткани и т.п.

Основой куклы служил деревянный чурбачок, к которому крепились волосы, лицо рисовалось углем, а одежда шилась из кусочков ткани.

Традиции изготовления соломенных фигурок имеет давнюю историю.

Раньше соломенные фигурки людей, птиц, животных выполняли роль символов, используемых в обрядах, наделялись магической функцией.

К сожалению, с отмиранием обрядов искусство изготовления соломенной игрушки стало постепенно забываться.

Начиная с 60-х гг. XX в. искусство изготовления соломенных фигурок претерпело «второе рождение».

В настоящее время оно активно возрождается и развивается.

Утратив магическую функцию, соломенная игрушка сегодня приобрела художественные качества и изготавливается как сувенирное изделие.

  

 

 

Кузнечное дело

Кузнечное дело - вид традиционного белорусского ремесла, известного со времен железного века, широко распространенного и высоко развитого в XI - Х111 вв.

Большинство мастеров Витебска, Гродно, Пинска, Минска, Могилева в XV11 -XV111 вв. работали в сфере монументального строительства: изготавливали ограды, балконы, лестничные перила, алтарные перегородки, кресты, флюгера.

Более 160 мастеров из Беларуси во второй половине XV11 в. работали в Московском государстве.

Художественный уровень изделий белорусских кузнецов наиболее выражен в украшениях архитектурных сооружений.

Нередко кузнечный декор создает целый ансамбль: замысловатые решетки, алтарные перегородки, оконные ставни, фигурные завесы, замки.

Конечно, художественные способности имел не каждый кузнец.

Но подлинные мастера кузнечного дела оставили незабываемые шедевры.

Например, нельзя не удивляться переплетению железного кружева на дверях костела в Слободке Браславского района, которые в начале XX в. выковал мастер Антон Петкун.

Самобытно и высокохудожественно творчество Ивана Нехая из села Ляды Червенского района, Василия Павлючика из Богдановки Пинской области и других.

Простейшие геометрические символы

 

• - точка, символ центра, источник жизни;

—горизонтальная линия обозначает движение «внутрь» (с запада на восток, из прошлого в будущее);

| - вертикальная линия символизирует движение сверху-вниз, иногда снизу-вверх;

L- кривая линия символизирует неискренность, в то время как прямая линия

-   символ праведности и совершенного человека;

О - круг символизирует совершенство, единство, вечность, гармония;

- дуга, символ вместилища (чаша, готовая к наполнению); опрокинутая чаша символизирует нечто не способное удержать дух, нечто инертное или безжизненное;

А - символ поверхности;

■ - квадрат связан с числом 4, символизирующим порядок, истину, справедливость, мудрость, честь, землю, союз 4-х стихий;

+ - крест (греческий), концы равной длины, символ бога солнца, бога дождя, элементов, из которых создан мир: воздуха, земли, огня и воды;

Y - древо жизни;

5-тиконечная звезда - символика 5 чувств; мужского и женского начала, выраженных пятью точками, гармония, здоровье; #

6-тиконечная звезда - гексаграмма, союз противоположностей, равновесие взаимодополняющих сил;

Спираль - символ великой созидательной силы;

Колосья, снопы - плодородие земли, жизнь, возникающая из смерти;

Мандала - символ духовного, космического или, даже, психического стремления к духовному центру;

Фигура, изображающая змею, кусающую свой хвост - символ вечности, неделимости.

 

Обобщенные образы и абстрактные понятия называются символами.

Природа формирования символа состоит в том, чтобы отыскать предмет или образ, конкретный, который содержит в себе значение чего-либо другого, как правило, абстрактного или обобщенного, охватывающего разные качества этого предмета.

Знак- изображение, имеющее только одно, лишь ему свойственное, узко специфическое, значение. (Дорожные знаки, математические и т. п.)

Эмблематика- наделение реального предмета (вещи) определенным смыслом, причем не любым, а органически свойственным этому предмету.

В XVI-XVII веках к структуре эмблемы предъявляли жесткие требования: она должна состоять из трех частей - надпись; под ней рисунок; еще ниже подпись (текст, поясняющий рисунок, и его связь с надписью).

Символ - не сводится лишь к простому эквиваленту чего-либо, он имеет он имеет множество, зачастую, противоречивых значений и может быть понят лишь в контексте. Изучением символов занимается наука «симбология».

Виды символов

Звуковые символы- слово, звучащая нота, мантра.

 

Графические символы –

1. петроглиф - высеченные на скалах или камнях изображения;

2. петрограмма - рисунок или надпись на скале;

  1. пиктограмма - изображение, использование символа в ранних системах письма;
  2. иероглиф - фигурный знак, обозначающий целое понятие или слово, или звук речи;
  3. алфавит- совокупность букв.
свернуть

Дидактические игры по ознакомлению с родным городом и краем

Дидактические игры 

по ознакомлению с родным городом и краем

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через  игру, предметную деятельность, общение, труд.

Предлагаемые дидактические игры помогут организовать и интересно провести совместную деятельность педагога с детьми.

Дидактическая игра «Прогулка по городу»

Задачи: закрепить представления воспитанников об улицах ближайшего микрорайона и расположенных на них зданий; расширять представления о зданиях и их назначении; закреплять правила безопасного поведения на улице; расширять пространственные представления (слева, справа, перед, за, между, рядом, напротив, посередине и т.д.); развивать связную монологическую речь; воспитывать любовь и уважение к родному городу.

Материал: игровое поле зеленого цвета, на которой серым цветом обозначены схемы автомобильных дорог со светофорами и зеленой зоной; фотографии городских заведений и учреждений (10-15 шт.), ближайших к детскому саду; постоянные объекты (ориентиры) на игровом поле (например: аэропорт, памятники, цирк); карты со стихами-загадками – 10-15 шт.; кубики с наклеенными на каждую грань фотографиями учреждений – 3 шт.; фигурка человечка – 1 шт.; фотографии города, разрезанные в форме мозаики.

В игре может участвовать как один ребенок, так и подгруппа детей – 3-5чел.

Предварительная работа: целевые прогулки на близлежащие улицы, рассматривание расположенных на них зданий; беседы о том, что можно увидеть, открыв дверь заведения, для чего оно предназначено; рассматривание фотоальбома города; сравнение больших фотографий с маленькими карточками игры; знакомство с игровым полем-схемой ближайших улиц.

Варианты игры:

1 вариант – «Найди улицу».

Ребенку предлагается поставить фигурку человечка на ту улицу, которую назовет воспитатель. (Все здания находятся на игровом поле).

2 вариант – «Загадки на улицах города».

В игре используется игровое поле и карточки-стихи. Воспитатель раздает играющим детям фотографии, читает стихи-загадки, а дети отгадывают, о каком заведении идет речь. Ребенок, у которого находится фото загаданного здания, помещает его на игровое поле. Следует добиваться использования в речи пространственных терминов. Вначале можно загадывать наиболее знакомые, ближайшие к детскому саду объекты, затем – более удалённые.

3 вариант – «Доберись до дома».

Ребенку предлагается определить на игровом поле местоположение своего дома – поставить туда фигурку человечка. Задание – описать путь движения от дома до детского сада и обратно, соблюдая правила дорожного движения.

4 вариант – «Подскажи дорогу».

В игре используется игровое поле со всеми закрепленными на нем объектами и кубики с фотографиями. Ребенок бросает кубик. Задание – объяснить дорогу от детского сада до выпавшего на кубике заведения, соблюдая правила дорожного движения.

5 вариант – «Что перепутано?»

Воспитатель намеренно неправильно расставляет фотографии зданий на игровом поле. Детям предлагается исправить ошибки, комментируя свои действия.

6 вариант – «Дополни картинку».

Детям дается задание вместе с родителями прогуляться по ближайшим к детскому саду улицам и найти на них заведения, которые не встречаются в игре.

7 вариант – «Собери мозаику».

Разрезанные фрагменты фотографий перемешиваются, детям предстоит правильно собрать изображение и объяснить, где оно находится и для чего предназначено.

Дидактическая игра «Поедем в край родной»

Возраст: воспитанники старшей группы.

Задачи: уточнить представления воспитанников о растительном и животном мире родного края; расширять представления о своеобразии животного и растительного мира в зависимости от природной зоны; развивать связную монологическую речь дошкольников; упражнять в классификации объектов природы; закреплять представления о символике Минска, о крупных городах Беларуси; воспитывать любовь к родному краю.

Материал: изображения двух паровозов: один – с гербом Минска, второй – с эмблемой южных стран; изображения шести вагонов; 3 комплекта картинок: животные (10 шт.), ягоды (6 шт.), деревья (6 шт.) Беларуси;             3 комплекта картинок: животные (10 шт.), фрукты (6 шт.), деревья (5 шт.) южных стран; карта Беларуси.

Игровые действия:

1. Отбирать и ставить в карман вагона только те карточки, которые соответствуют выполнению задания.

2. Рассказывать об особенностях среды обитания животных, о месте произрастания деревьев, фруктов, ягод.

3. Аргументировано доказывать, почему объект не может ехать в Минск (Беларусь) или на юг (связать с особенностями внешнего вида, питания животного, условиями произрастания фруктов и т.д.).

Игровые правила:

Предварительный сговор двух играющих: какой вариант игры выбрать, кто куда повезет объекты. Думать, не мешать друг другу, в случае необходимости – помогать.

Варианты игры:

1 вариант – «Кто куда».

Перед ребенком на столе лежат 2 паровоза с вагонами, картинки с изображением одного вида объектов (животные или деревья, ягоды, фрукты). Задание: отобрать объекты по природным зонам и в зависимости от этого посадить их либо в состав с гербом Минска, либо – с эмблемой южных стран.

2 вариант – «Классификатор».

Предложить детям все картинки сразу, паровоз с тремя вагонами.

Задание: в соответствии с символикой паровоза (вспомнить, рассказать, что она означает) в первый вагон посадить животных; во второй – ягоды или фрукты, в третий – деревья, т.е. классифицировать объекты.

3 вариант – «Исправь ошибки».

Воспитатель заранее расставляет картинки в карманы вагонов, намеренно допуская ошибки.

Задание: исправить ошибки, аргументировано объясняя свой ответ (например: почему бегемот не может жить в Беларуси. Связать с особенностями внешнего вида, образа жизни, питания).

4 вариант – «Необыкновенное путешествие».

Участвуют все картинки с животными и карта Беларуси. Все животные едут из Минска на север (юг, запад, восток) страны. Проследить по карте, какие крупные города встречаются по пути

Задание: высадить животного в том городе, в названии которого первый звук совпадает с первым звуком в названии животного. (Например: в Бресте – белку, бурундука, в Волковыске – волка и т.д.).

5 вариант – «Нужная остановка».

В игре участвуют картинки с животными Беларуси с изображением разного количества объектов и карта Беларуси.

Задание: высадить на первой остановке животных, путешествующих по одному, на второй – по двое и т.д. Назвать станцию, на которой вышло наибольшее число пассажиров.

Дидактическая игра «Белорусская игрушка. Найди половинку»

Возраст: воспитанники 1-ой младшей группы.

Задачи: познакомить детей с белорусской игрушкой; ввести в активный словарь малышей белорусские слова; развивать наблюдательность, память, усидчивость.

Материал: набор открыток как образец; набор таких же открыток, но разрезанных на пазлы.

         Детям предлагается рассмотреть открытки с изображением белорусских народных игрушек. Затем воспитатель предлагает разрезанные на две части открытки. Из них необходимо собрать картинку (игрушку), найдя недостающую половинку.

Дидактическая игра «Сложи соломенный домик»

Возраст: воспитанники средней, старшей групп.

Задачи: познакомить детей с новым природным материалом – соломкой, учить самостоятельно подбирать необходимую форму и складывать домик (из пазлов и целых частей); совершенствовать знания величин: «широкий – узкий», «высокий – низкий», «большой – маленький»; развивать интерес к белорусскому природному материалу; развивать мелкую моторику рук, глазомер, умение сохранять правильную осанку во время игры; воспитывать умение работать сообща, в коллективе, помогая друг другу.

Материал: карточки (4 шт.), два комплекта соломенного материала (целые и разрезанные на пазлы домики), инструкция, коробка.

1 вариант. Для воспитанников средней группы.

         Детям раздаются готовые карточки с нарисованными домиками (высоким, низким, большим, маленьким, широким и узким), предлагается найти соломенные домики и крыши соответствующего размера и рассказать, какой величины получился домик.

2 вариант. Для воспитанников старшей группы.

         Детям раздаются карточки с нарисованными домиками разной величины (разделёнными на части) и предлагается найти соответствующие части из соломки. Побеждает тот, кто первым правильно сложит домик и расскажет о нём.

Дыдактычная гульня “Родная мова”

Узрост: выхаванцы сярэдняй, старэйшай груп.

Задачы: авалодваць багаццем роднай мовы; развіваць моўныя здольнасці, атрымліваць першапачатковыя навыкі размовы на беларускай мове; фарміраваць у дзяцей устойлівую цікавасць і станоўчыя адносіны да беларускай мовы, жаданне авалодаць беларускай мовай праз знаёмства з беларускім фальклорам – забаўлянкамі, казкамі, песенькамі, лічылкамі.

         У гульні могуць удзельнічаць 5-6 чалавек. Перад дзецьмі кладзецца поле для гульні з 5 сектарамі, фішкі, кубік. Дзеці кідаюць кубік і рухаюць фішкі па полю, пры гэтым пераадольваючы цяжкасці (заданні выхавальніка), якія сустракаюцца ім на сектарах. Хто не справіўся з заданнем – прапускае ход. Пераможцам з’яўляецца той, хто першым дойдзе да фініша.

Дыдактычная гульня “Назва вырабу”

Узрост: выхаванцы старэйшай групы.

Задачы: замацаваць веды дзяцей аб назвах вырабаў беларускіх ганчароў.

Гульнявая задача – па сілуэту вызначыць, як называецца рэч і дзе яна ўжываецца.

         Хто правільна называе выраб, той атрымлівае фішку. Пераможцам з’яўляецца той, хто больш за ўсіх атрымае фішак.

Дыдактычная гульня “Апранем ляльку”

Узрост: выхаванцы старэйшай групы.

Задачы: замацаваць веды дзяцей аб строях, распаўсюджаных на тэрыторыі Беларусі.

Гульнявая задача: па арнаменту, колеру, размяшчэнню ўзору вызначыць той ці іншы строй.

Правілы гульні: пераможцам з’яўляецца той, хто правільна збярэ касцюм і назаве строй.

Дыдактычная гульня “Мінск сёння”

Узрост: выхаванцы сярэдняй групы.

Задачы: узбагаціць веды дзяцей аб родным горадзе; фарміраваць уяўленні аб Беларусі, развіваць інтарэс да мінулага і сучаснага сталіцы Беларусі; выхоўваць пачуццё патрыятызму і любові да свайго горада; фарміраваць правільную постаць у час гульні, развіваць дробныя мышцы кісцей рук.

Матэрыял: гульнявое поле (23х16,5 см), карткі-ўкладыші – 9 шт., канверт – 1 шт., упаковачны канверт – 1 шт.

         Дзецям прапануецца поле для гульні, на якім размешчана карта Мінска, падзеленая на раёны, і карткі суадносна раёнам. Прапануецца правільна раскласці гэтыя карткі на аснове. Пераможцам з’яўляецца той, хто не зробіць памылак. Выхавацелю прапануецца расказаць дзецям аб помніках, прамысловых комплексах, выдатных мясцінах кожнага раёна.

Дыдактычная гульня “Беларусь і нашы суседзі”

Узрост: выхаванцы старэйшай групы.

Задачы: удакладняць і замацоўваць уяўленні дзяцей аб гарадах Беларусі і аб суседніх краінах; практыкаваць ва ўжыванні патрэбных слоў; замацоўваць правільнае вымаўленне ўсіх гукаў роднай мовы, фарміраваць выразную дыкцыю, развіваць сэнсаматорыку, уменне арыентавацца на плоскасці; выхоўваць пачуццё павагі да іншых краін і пачуццё гонару за сваю дзяржаву.

Матэрыял: гульнявое поле (36,5х28,5 см); 2 канверты з літарамі і словамі (першы канверт – 36 літар, 6 слоў; другі канверт – 30 літар, 5 слоў); інструкцыя; упаковачная скрынка.

     Дзецям прапануецца поле для гульні, на якім абазначаны абласныя гарады Беларусі, а таксама суседнія краіны: Літва, Латвія, Расія, Польшча, Украіна. Дзеці складаюць назвы гарадоў і краін згодна з узорам поля (адным словам ці літарамі). Пераможцам лічыцца той, хто першы без памылак складзе ўсе назвы і правільна вымавіць іх па-беларуску.

Дидактические игры 

по ознакомлению с родным городом и краем

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд.

Предлагаемые дидактические игры помогут организовать и интересно провести совместную деятельность педагога с детьми.

Дидактическая игра «Прогулка по городу»

Задачи: закрепить представления воспитанников об улицах ближайшего микрорайона и расположенных на них зданий; расширять представления о зданиях и их назначении; закреплять правила безопасного поведения на улице; расширять пространственные представления (слева, справа, перед, за, между, рядом, напротив, посередине и т.д.); развивать связную монологическую речь; воспитывать любовь и уважение к родному городу.

Материал: игровое поле зеленого цвета, на которой серым цветом обозначены схемы автомобильных дорог со светофорами и зеленой зоной; фотографии городских заведений и учреждений (10-15 шт.), ближайших к детскому саду; постоянные объекты (ориентиры) на игровом поле (например: аэропорт, памятники, цирк); карты со стихами-загадками – 10-15 шт.; кубики с наклеенными на каждую грань фотографиями учреждений – 3 шт.; фигурка человечка – 1 шт.; фотографии города, разрезанные в форме мозаики.

В игре может участвовать как один ребенок, так и подгруппа детей – 3-5чел.

Предварительная работа: целевые прогулки на близлежащие улицы, рассматривание расположенных на них зданий; беседы о том, что можно увидеть, открыв дверь заведения, для чего оно предназначено; рассматривание фотоальбома города; сравнение больших фотографий с маленькими карточками игры; знакомство с игровым полем-схемой ближайших улиц.

Варианты игры:

1 вариант – «Найди улицу».

Ребенку предлагается поставить фигурку человечка на ту улицу, которую назовет воспитатель. (Все здания находятся на игровом поле).

2 вариант – «Загадки на улицах города».

В игре используется игровое поле и карточки-стихи. Воспитатель раздает играющим детям фотографии, читает стихи-загадки, а дети отгадывают, о каком заведении идет речь. Ребенок, у которого находится фото загаданного здания, помещает его на игровое поле. Следует добиваться использования в речи пространственных терминов. Вначале можно загадывать наиболее знакомые, ближайшие к детскому саду объекты, затем – более удалённые.

3 вариант – «Доберись до дома».

Ребенку предлагается определить на игровом поле местоположение своего дома – поставить туда фигурку человечка. Задание – описать путь движения от дома до детского сада и обратно, соблюдая правила дорожного движения.

4 вариант – «Подскажи дорогу».

В игре используется игровое поле со всеми закрепленными на нем объектами и кубики с фотографиями. Ребенок бросает кубик. Задание – объяснить дорогу от детского сада до выпавшего на кубике заведения, соблюдая правила дорожного движения.

5 вариант – «Что перепутано?»

Воспитатель намеренно неправильно расставляет фотографии зданий на игровом поле. Детям предлагается исправить ошибки, комментируя свои действия.

6 вариант – «Дополни картинку».

Детям дается задание вместе с родителями прогуляться по ближайшим к детскому саду улицам и найти на них заведения, которые не встречаются в игре.

7 вариант – «Собери мозаику».

Разрезанные фрагменты фотографий перемешиваются, детям предстоит правильно собрать изображение и объяснить, где оно находится и для чего предназначено.

Дидактическая игра «Поедем в край родной»

Возраст: воспитанники старшей группы.

Задачи: уточнить представления воспитанников о растительном и животном мире родного края; расширять представления о своеобразии животного и растительного мира в зависимости от природной зоны; развивать связную монологическую речь дошкольников; упражнять в классификации объектов природы; закреплять представления о символике Минска, о крупных городах Беларуси; воспитывать любовь к родному краю.

Материал: изображения двух паровозов: один – с гербом Минска, второй – с эмблемой южных стран; изображения шести вагонов; 3 комплекта картинок: животные (10 шт.), ягоды (6 шт.), деревья (6 шт.) Беларуси;             3 комплекта картинок: животные (10 шт.), фрукты (6 шт.), деревья (5 шт.) южных стран; карта Беларуси.

Игровые действия:

1. Отбирать и ставить в карман вагона только те карточки, которые соответствуют выполнению задания.

2. Рассказывать об особенностях среды обитания животных, о месте произрастания деревьев, фруктов, ягод.

3. Аргументировано доказывать, почему объект не может ехать в Минск (Беларусь) или на юг (связать с особенностями внешнего вида, питания животного, условиями произрастания фруктов и т.д.).

Игровые правила:

Предварительный сговор двух играющих: какой вариант игры выбрать, кто куда повезет объекты. Думать, не мешать друг другу, в случае необходимости – помогать.

Варианты игры:

1 вариант – «Кто куда».

Перед ребенком на столе лежат 2 паровоза с вагонами, картинки с изображением одного вида объектов (животные или деревья, ягоды, фрукты). Задание: отобрать объекты по природным зонам и в зависимости от этого посадить их либо в состав с гербом Минска, либо – с эмблемой южных стран.

2 вариант – «Классификатор».

Предложить детям все картинки сразу, паровоз с тремя вагонами.

Задание: в соответствии с символикой паровоза (вспомнить, рассказать, что она означает) в первый вагон посадить животных; во второй – ягоды или фрукты, в третий – деревья, т.е. классифицировать объекты.

3 вариант – «Исправь ошибки».

Воспитатель заранее расставляет картинки в карманы вагонов, намеренно допуская ошибки.

Задание: исправить ошибки, аргументировано объясняя свой ответ (например: почему бегемот не может жить в Беларуси. Связать с особенностями внешнего вида, образа жизни, питания).

4 вариант – «Необыкновенное путешествие».

Участвуют все картинки с животными и карта Беларуси. Все животные едут из Минска на север (юг, запад, восток) страны. Проследить по карте, какие крупные города встречаются по пути

Задание: высадить животного в том городе, в названии которого первый звук совпадает с первым звуком в названии животного. (Например: в Бресте – белку, бурундука, в Волковыске – волка и т.д.).

5 вариант – «Нужная остановка».

В игре участвуют картинки с животными Беларуси с изображением разного количества объектов и карта Беларуси.

Задание: высадить на первой остановке животных, путешествующих по одному, на второй – по двое и т.д. Назвать станцию, на которой вышло наибольшее число пассажиров.

Дидактическая игра «Белорусская игрушка. Найди половинку»

Возраст: воспитанники 1-ой младшей группы.

Задачи: познакомить детей с белорусской игрушкой; ввести в активный словарь малышей белорусские слова; развивать наблюдательность, память, усидчивость.

Материал: набор открыток как образец; набор таких же открыток, но разрезанных на пазлы.

         Детям предлагается рассмотреть открытки с изображением белорусских народных игрушек. Затем воспитатель предлагает разрезанные на две части открытки. Из них необходимо собрать картинку (игрушку), найдя недостающую половинку.

Дидактическая игра «Сложи соломенный домик»

Возраст: воспитанники средней, старшей групп.

Задачи: познакомить детей с новым природным материалом – соломкой, учить самостоятельно подбирать необходимую форму и складывать домик (из пазлов и целых частей); совершенствовать знания величин: «широкий – узкий», «высокий – низкий», «большой – маленький»; развивать интерес к белорусскому природному материалу; развивать мелкую моторику рук, глазомер, умение сохранять правильную осанку во время игры; воспитывать умение работать сообща, в коллективе, помогая друг другу.

Материал: карточки (4 шт.), два комплекта соломенного материала (целые и разрезанные на пазлы домики), инструкция, коробка.

1 вариант. Для воспитанников средней группы.

     Детям раздаются готовые карточки с нарисованными домиками (высоким, низким, большим, маленьким, широким и узким), предлагается найти соломенные домики и крыши соответствующего размера и рассказать, какой величины получился домик.

2 вариант. Для воспитанников старшей группы.

       Детям раздаются карточки с нарисованными домиками разной величины (разделёнными на части) и предлагается найти соответствующие части из соломки. Побеждает тот, кто первым правильно сложит домик и расскажет о нём.

Дыдактычная гульня “Родная мова”

Узрост: выхаванцы сярэдняй, старэйшай груп.

Задачы: авалодваць багаццем роднай мовы; развіваць моўныя здольнасці, атрымліваць першапачатковыя навыкі размовы на беларускай мове; фарміраваць у дзяцей устойлівую цікавасць і станоўчыя адносіны да беларускай мовы, жаданне авалодаць беларускай мовай праз знаёмства з беларускім фальклорам – забаўлянкамі, казкамі, песенькамі, лічылкамі.

         У гульні могуць удзельнічаць 5-6 чалавек. Перад дзецьмі кладзецца поле для гульні з 5 сектарамі, фішкі, кубік. Дзеці кідаюць кубік і рухаюць фішкі па полю, пры гэтым пераадольваючы цяжкасці (заданні выхавальніка), якія сустракаюцца ім на сектарах. Хто не справіўся з заданнем – прапускае ход. Пераможцам з’яўляецца той, хто першым дойдзе да фініша.

Дыдактычная гульня “Назва вырабу”

Узрост: выхаванцы старэйшай групы.

Задачы: замацаваць веды дзяцей аб назвах вырабаў беларускіх ганчароў.

Гульнявая задача – па сілуэту вызначыць, як называецца рэч і дзе яна ўжываецца.

         Хто правільна называе выраб, той атрымлівае фішку. Пераможцам з’яўляецца той, хто больш за ўсіх атрымае фішак.

Дыдактычная гульня “Апранем ляльку”

Узрост: выхаванцы старэйшай групы.

Задачы: замацаваць веды дзяцей аб строях, распаўсюджаных на тэрыторыі Беларусі.

Гульнявая задача: па арнаменту, колеру, размяшчэнню ўзору вызначыць той ці іншы строй.

Правілы гульні: пераможцам з’яўляецца той, хто правільна збярэ касцюм і назаве строй.

Дыдактычная гульня “Мінск сёння”

Узрост: выхаванцы сярэдняй групы.

Задачы: узбагаціць веды дзяцей аб родным горадзе; фарміраваць уяўленні аб Беларусі, развіваць інтарэс да мінулага і сучаснага сталіцы Беларусі; выхоўваць пачуццё патрыятызму і любові да свайго горада; фарміраваць правільную постаць у час гульні, развіваць дробныя мышцы кісцей рук.

Матэрыял: гульнявое поле (23х16,5 см), карткі-ўкладыші – 9 шт., канверт – 1 шт., упаковачны канверт – 1 шт.

         Дзецям прапануецца поле для гульні, на якім размешчана карта Мінска, падзеленая на раёны, і карткі суадносна раёнам. Прапануецца правільна раскласці гэтыя карткі на аснове. Пераможцам з’яўляецца той, хто не зробіць памылак. Выхавацелю прапануецца расказаць дзецям аб помніках, прамысловых комплексах, выдатных мясцінах кожнага раёна.

Дыдактычная гульня “Беларусь і нашы суседзі”

Узрост: выхаванцы старэйшай групы.

Задачы: удакладняць і замацоўваць уяўленні дзяцей аб гарадах Беларусі і аб суседніх краінах; практыкаваць ва ўжыванні патрэбных слоў; замацоўваць правільнае вымаўленне ўсіх гукаў роднай мовы, фарміраваць выразную дыкцыю, развіваць сэнсаматорыку, уменне арыентавацца на плоскасці; выхоўваць пачуццё павагі да іншых краін і пачуццё гонару за сваю дзяржаву.

Матэрыял: гульнявое поле (36,5х28,5 см); 2 канверты з літарамі і словамі (першы канверт – 36 літар, 6 слоў; другі канверт – 30 літар, 5 слоў); інструкцыя; упаковачная скрынка.

         Дзецям прапануецца поле для гульні, на якім абазначаны абласныя гарады Беларусі, а таксама суседнія краіны: Літва, Латвія, Расія, Польшча, Украіна. Дзеці складаюць назвы гарадоў і краін згодна з узорам поля (адным словам ці літарамі). Пераможцам лічыцца той, хто першы без памылак складзе ўсе назвы і правільна вымавіць іх па-беларуску.

ВОЛШЕБНЫЕ ЛЕНТЫ ДОРОГ

Цель: развивать умения у детей узнавать по контуру изображённое сооружение.

Материалы: игровое поле, где изображены дороги, улицы, скверы, парки. На красных полях — силуэты хорошо известных в городе зданий, памятников и других сооружений; карточки с во­просами и заданиями; кубик; фишки по количеству играющих.

Ход игры. Играют 2 команды (или 2 игрока). Бросают кубик, продвигаясь вперёд для того, чтобы попасть па красное поле; попав на красное поле, игроки должны будут определить, контур какого сооружения здесь изображён и где находится это сооружение.

Выбирают себе вопросы, за которые можно получить соответ­ственно 2 или 3 очка. Отвечая на вопросы, игроки продвигаются вперёд, также попадая на красное поле, на котором отгадывают по контурам памятные места.

Игроки могут моментально оказаться на красном поле, но для этого им нужно будет ответить на вопросы под знаком «блиц».

ГЕРБ ГОРОДА

Цель: закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.

Материалы: шаблон-образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; «мозаика» герба города в разо­бранном варианте.

Ход игры.Детям предлагается рассмотреть герб города и отме­тить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны.

1. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб города.

2. Дети собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь
на память.

3. Детям предлагается собрать герб города из отдельных дета­
лей при помощи шаблонов-накладок.

4. Детям предлагаются гербы других городов для подобной же
игровой задачи.

РАЙОН, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ

(настольная игра)

Цель: обобщить знания детей о районе города, в котором они живут, с его особенностями и достопримечательностями.

Материалы: игровое поле, наложенное на план района, с мар­шрутом следования и изображёнными на нём достопримечательно­стями района и названиями улиц; кубик с числовыми фигурами от 1 до 6; фишки в виде автомобиля и человечков; «бабушкина энцик­лопедия» с краткими справками по теме игры.

Ход игры. Играть может любое количество детей. Они самостоя­тельно выбирают, на каком виде транспорта отправляются в путеше­ствие, или идут пешком. В зависимости от этого выбирается игровая фишка. Дети по очереди бросают кубик: сколько числовых фигур выпадает, на столько делений продвигаются вперёд. Участникам необходимо пройти весь маршрут и вернуться назад в детский сад (или дом). Если фишка попадает на красное поле, для продвижения дальше необходимо ответить на вопрос, обозначенный номером это­го поля; если фишка попадает на зелёное поле, то ребёнок может воспользоваться подсказкой «бабушкиной энциклопедии».

Примечание. Если ребёнок не знает ответа на вопрос «красного поля», он может воспользоваться подсказкой «бабушкиной энциклопедии», но пропускает ход; «бабушкину энциклопедию» необходимо показать и про­читать детям предварительно.

ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА

 Цепь: закрепить у детей представление об истории родного го­рода.

Материалы: игровые поля (9 штук) с изображениями видов го­рода от его зарождения до наших дней; карточки с изображениями отдельных построек и мест, относящихся к разным временным от­резкам истории города.

Ход игры. Играть могут 3-9 детей. Ведущий раздаёт игровые поля и показывает карточки участникам. Игроки должны полно­стью закрыть своё игровое поле карточками, подходящими вре­менному отрезку.

Примечание. На каждой карточке есть надпись с названием обьекта и временным отрезком.

Если ребенок ошибается, то даётся «справка ведущего», которым мо­жет быть как воспитатель, так и ребёнок.

ЗАКОЛДОВАННЫЙ ГОРОД

Цель: закрепить представления детей об архитектуре совре­менных зданий и сооружений; познакомить с архитектурными осо­бенностями города.

Материалы: альбом с контурными изображениями зданий и других сооружений современного города; фотографии с изображе­нием этих же зданий и сооружений.

Ход игры.

Перед началом игры воспитатель проводит с детьми мини-беседу:

- Как называется наша страна?

- Как называется город, в котором вы живёте?

- Как давно был основан наш город?

- Какие улицы города вы знаете?

- Как называется улица, на которой ты живёшь?

- Какие памятники нашего города вы знаете?

- Какие памятники старины есть в нашем городе?

- Каких великих людей, прославивших наш город, вы знаете?

- Откуда ты это знаешь? Кто тебе об этом рассказал?

- Что бы ты ещё хотел узнать о нашем городе?
Воспитатель предлагает детям рассмотреть альбом с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить кон­туры с фотографиями. Например: контур здания Планетария - фо­тография здания планетария.

Примечание. По ходу игровых действий «восстановления заколдован­ного города» воспитатель проводит заочную мини-экскурсию по этим местам (возможно с опорой на личные знания и опыт детей).

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДУ

Цель: знакомить с родным городом.

Материал: альбом фотографий родного города.

Ход игры: Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.

ЗАГАДКИ О ГОРОДЕ

Цель: знакомить с родным городом.

Ход игры: Воспитатель загадывает детям загадки из жизни родного города.

СЛОЖИ ГЕРБ ИЗ ФРАГМЕНТОВ

Цель: способствовать закреплению знаний о гербе города

Материал: Изображение герба города, состоящее из 4-8 фрагментов.

Воспитатель перемешивает фрагменты, дети собирают из них картинку.

ГОРОДА МИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Цель: способствовать закреплению знаний о городах области

Материал: карта Минской области с отмеченными городами, таблички с названиями городов.

Ход игры: Воспитатель знакомит детей с картой области, предлагает найти на ней города и разложить на них таблички с соответствующими названиями.

ФЛАГ БЕЛАРУСИ

Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны

Материал: полосы красного, зелёного цветов. А белая полоска с орнаментом.

Ход игры: Воспитатель показывает детям флаг Беларуси, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге Беларуси.

ГДЕ НАХОДИТСЯ ПАМЯТНИК?

Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе

Материал: изображения памятников.

Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.

ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ?

Цель: знакомить детей со знаменитыми людьми родного города

Материал: портреты известных соотечественников

Ход игры: Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.

ПРОДОЛЖИ ПОСЛОВИЦУ

Цель: знакомить с устным народным творчеством

Ход игры: Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ

(домино)

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к народным традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: фишки домино с изображением народных промыслов

Ход игры: Дети по очереди выкладывают фишки таким образом, чтобы одинаковые изображения оказывались рядом. Проигрывает последний положивший фишку участник. 

 НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ

(лото)

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Ход игры: В игре могут участвовать от 1 до 5 человек.

Разложить на столе или полу карты.

Разрезные карточки перемешать и выложить лицевой стороной вниз в центре.

Каждый участник игры берет по одной карточке и стопки и определяет, на какую большую

карту ее положить.

Побеждает тот, чья карта (или карты) будет заполнена первой.

ПТИЦЫ НАШЕГО ГОРОДА

Цель: знакомить детей с птицами родного города

Материал: карточки с изображениями птиц

Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.

НАРИСУЙ УЗОР

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к народным  традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: карточки с нарисованным узором и полем, расчерченным для рисования.

Ход игры: Дети рисуют простой узор по образу.

ОДЕНЬ КУКЛУ

Цель: знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре

Дети одевают куклу в национальную одежду

СОРТИРУЙ УЗОРЫ

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к народным  традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: картинки народных промыслов

Ход игры: Дети сортируют картинки по принадлежности к тому или иному народному промыслу.

СОБЕРИ УЗОР

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к народным  традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов

Ход игры: Дети собирают картинки из фрагментов.

свернуть

Гражданское и патриотическое воспитание

Нравственно - патриотическое воспитание 

Патриотическое воспитание в учреждении дошкольного образования обеспечивает планомерную и последовательную передачу исторического и социального опыта белорусского народа, воспитание уважения и гордости к государственным символам Республики Беларусь. Интерес ребенка к изучению такого объемного материала в значительной мере зависит от содержания образования. Поэтому патриотическое воспитание не просто реализуется  традиционными методами образования, а черпает источники из педагогических идей белорусского народа, в основе которых культ человека, культ высокой морали и красоты, культ доброты. Тогда эмоционально-познавательные впечатления ребенка мотивируют к овладению родным языком, соблюдению народных и государственных традиций, стремление приобщаться к белорусской культуре. Таким образом, патриотическое воспитание реализует потребность в качествах, генетически присущих ребенку. Патриотические качества  характерны только человеку, и чем выше уровень овладения ими, тем выше уровень познавательной организации, тем выше эта генетически предопределенная тяга к познанию социума, потребность его обогащать результатами своих знаний и своего труда.

Цель патриотического воспитания детей направлена на формирование первоначальных представлений о родном крае, уважительного отношения к ним, воспитание нравственности, патриотических чувств, гражданственности, трудолюбия,  приобщение к национальным ценностям, национальным культурным традициям,  сопричастности к современным событиям.

Реализация содержания патриотического воспитания дошкольников обеспечивает формирование у них нравственных норм и приобретение социального опыта, готовности к успешному переходу на следующий уровень образования.

Задачи патриотического воспитания дошкольников определены в Учебной программе дошкольного образования:

развивать:

- осознание своей принадлежности к семье, детской группе, обществу в целом;

- интерес к родственным отношениям, к истории своей семьи;

- чувство симпатии, эмоциональной привязанности, доверия в общении со сверстниками;

- умение осознавать себя во времени (в настоящем, прошлом и будущем);

- интерес к социальной действительности: к труду взрослых, труду своих родителей; к взаимоотношениям людей разных профессий;

- гуманное отношение ко всему живому, развитие потребности в познании природы и бережного отношения к ней;

- любознательность к понятию "Родина" (местом, где родился человек, где живут его родные), достопримечательностям своего города, поселка, государства;

- активное  участие во всех видах детской деятельности;

формировать:

- адекватные представления о себе, о других;

-осознание себя как члена детского общества;

- интерес к своему внешнему облику и внутреннему миру;

- сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях;

- национальное самосознание;

- знания о  государственной символике (флаг, гимн, герб), животных, птицах, деревьях, цветах, которые могут являться символами белорусского государства (сосна, зубр, аист, цветок льна, клевера, василек);

- чувства нравственной, эстетической и экологической культуры;

- самостоятельность в разнообразных жизненных ситуациях;

воспитывать:

- интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим;

- гуманные отношения, эмоциональную привязанность и доверие к близким взрослым и сверстникам;

- интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа;

- патриотические чувства, гражданственность;

- чувства любви к родному краю и гордость за него;

- лучшие нравственные качества белорусов: доброту, отзывчивость, трудолюбие, гостеприимство, честность и др.;

- уважение к этническим признакам жителей Республики Беларусь, языку белорусов.

Процесс патриотического воспитания в учреждениях дошкольного образования организуется с учетом принципов:

- гуманизации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования, предусматривающий равноправие и взаимоуважение участников образовательного процесса;

- культурной традиционности, предполагающий патриотическое воспитание в духе исторических, культурных традиций народа, его языка и обычаев;

- постепенности и непрерывности, который предполагает, что патриотическое воспитание проходит ряд этапов, постепенно усложняется его содержание, корректируются направления развития нравственных качеств личности и обеспечивается их преемственность;

- комплексности и интеграции, согласно которому образовательный процесс рассматривается как единая целостная система, обеспечивающая целенаправленное взаимодействие педагогов учреждения дошкольного образования, семьи, работников музеев, библиотек и др. Интеграция осуществляется на основе комплексного подхода к планированию.

свернуть